ПМОФ 2022
Информация о мероприятиях в рамках Петербургского Международного Образовательного Форума (ПМОФ 2022)
24 марта 2022 года на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга улица Есенина, дом 12 корпус 2 в рамках XII Петербургского международного образовательного форума прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Городские культурно-образовательные практики в эпоху пандемии: риски и возможности». Секция 3. «Город как пространство диалога».
Заседание секции состояло из двух частей: пленарной части, прошедшей в онлайн формате при поддержке Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования в виде дискуссии, и презентационной части, реализованной в очном формате в виде представления инновационного педагогического опыта в области проектирования городских культурно-образовательных практик дошкольников.
Приняли участие более 100 педагогов нескольких регионов России.
Дистанционно (в рамках пленарной онлайн части) – 50 человек, в том числе 9 человек из Вологодской, Самарской и Ленинградской областей.
На площадке ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района - 35 педагогов различных районов Санкт-Петербурга.
На секции были обсуждены коммуникативные возможности городской среды, выявлены новые стратегии и методики освоения дошкольником природного и культурного наследия города в условиях ограничительных мероприятий, связанных с Covid-19. Участники секции пришли к выводу, что пандемия стала «точкой отсчета» новой дидактики краеведческого образования. В условиях ограничительных мероприятий возникли новые способы освоения города: видеоэкскурсии, индивидуальные семейные образовательные городские прогулки, виртуальные путешествия по городу и отдельным социокультурным учреждениям (музей, театр и п.) с помощью веб-камер, 3-D панорама и яндекс-карт, выставки, рассказывающие о городе и горожанах и основанные на использовании семейных коллекций. Участники конференции пришли к выводу, что все возникшие формы работы могут быть адаптированы и в повседневной практике дошкольного образования после снятия карантина.
В результате проведения секции были выявлены организационно-педагогические условия использования новых городских культурно-образовательных практик, возникших в эпоху ограничительных мероприятий, определены их сильные стороны и риски. В рамках презентационной части секционного заседания, проводившегося на площадке ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района, были награждены победители и призеры регионального педагогического конкурса дидактических материалов «Нескучный выходной». Сидорова Ирина Валентиновна, главный специалист отдела образования Администрации Выборгского района вручила дипломы I, II, III степени педагогам Санкт-Петербурга за лучшие методические разработки.
Работу над темой секции было решено продолжить в рамках межрегионального сотрудничества дошкольных образовательных учреждений России, успешно реализующих программы краеведческого просвещения воспитанников.
Цитаты спикеров:
- «Карантин кардинально поменял наши представления о том, как можно осваивать городское пространство в образовательной деятельности. На смену хорошо знакомым массовым формам работы в городской среде, таким как экскурсии, музейные и театральные занятия, которые были рассчитаны на посещение целыми коллективами воспитанников ДОУ, пришли практики работы, ориентированные на новые условия. За время карантинных ограничений в петербургском образовании, которое всегда традиционно опиралось на культурные ресурсы города, были наработаны различные примеры подобных практик. Представляется, что накопленный опыт может стать основой для разработки новых подходов к освоению культурного наследия в образовательной деятельности, нацеленных построение индивидуальных образовательных траекторий детей» (Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО)
- «Город – это не только объект изучения. Город – это еще среда естественной жизни детей, в которой они социализируются, самоопределяются и самореализуются. Гуляя и общаясь с родителями в городском пространстве, дети узнают мир, проверяют себя и свои силы» (Волик Яна Олеговна, заведующий МБДОУ детский сад № 128 «Гвоздичка» г. Тольятти).
- «В условиях временного закрытия образовательных учреждений и переноса образовательного процесса в дистанционный режим, родители, бабушки и дедушки были вынуждены взять на себя часть обучающих и воспитательных функций, которые ранее реализовывали педагоги. Работа с дистанционным образовательным контентом требовала от родителей существенно повысить свою педагогическую компетентность, научиться мотивировать детей на учебу, игру и творчество, совершенствовать умение организовывать для своего ребенка развивающие занятия. Безусловно, в такой ситуации родители остро нуждались в методической поддержке со стороны своего социального партнера – детского сада» (Лютянская Наталья Львовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга).
- «Дистанционные формы краеведения не могут заменить реального общения с городом, так как только непосредственное соприкосновение ребенка с городскими объектами пробуждает самую широкую гамму чувств и эмоций» (заведующий МАДОУ «Детский сад № 46» г. Череповца Поступинская Наталия Евгеньевна, воспитатели этого же учреждения Тюкова Ирина Владимировна и Трифанова Юлия Николаевна).
- «Виртуальные путешествия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реального путешествия (экскурсии) виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Обратите внимание, что ключевые слова в этом определении – самостоятельное наблюдение. Для нас виртуальное путешествие близко к понятию детского исследования городской среды в целом и объектов культурного наследия в частности. То есть ребенок, который не может отправиться в город реально, может с помощью компьютерных технологий выйти в городскую среду и понаблюдать за тем, что там происходит» (Зайцева Елена Васильевна, старший воспитатель ГБДОУ № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
Контакты ответственного за проведение мероприятия в ГБДОУ Детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга:
Виноградова Наталья Валерьевна, методист +79043326478 natvin@mail.ru